Замечательная и проникновенная статья о творчестве моего любимого Ван Гога.
Советую прочесть.
Пространство Ван Гога
Эти заметки сделаны мною достаточно давно, потому может повеять слегка наивностью выражений, но разговор интересный: на стыке искусства и науки.
***
Всегда с особым интересом и трепетом я обращался к картинам Ван Гога. Если такое существует в искусстве, то можно сказать - это любовь с первого взгляда. Все что происходит со мной в момент созерцания его работ можно охарактеризовать одним словом - п о т р я с е н и е. С самого первого взгляда на эти шедевры я уходил в какой-то бесконечно живой мир, простирающийся между своим «я» и картиной. И в этом пространстве будто воочию встречался с великим художником… минуя краски, линии, формы я начинал осязать его взор, его душу, любовь, его желание и жажду произнести Слово Жизни, столь сокровенное и таинственное, что любая материальная ипостась выражения способна скорее умалить и исказить, нежели исполнить и вместить... За каждым мазком бьется сердце вечно-живущего человека, за каждой краской дышит дух великого гения. Великого - потому что дерзновенного; дерзновенного - потому что любящего, любящего Жизнь.
Его картины исполнены уходящей за рамки силой, жаждой одухотворенности, волевым поиском того, что лежит за границам объективированного мира... И он находит; он встречает вездесущий Дух, причастие к которому, кажется, дает художнику чувство подлинного счастья и полноты. Каждый раз, соприкасаясь с искусству Ван Гога, мы отправляемся в таинственный путь, пройденный однажды творцом в бескрайние глубины духопознания..
В последующих заметках я бы хотел поделиться некоторыми своими наблюдениями, которые могут быть приняты вами в одинаковой степени с ухмылкой либо серьезным участием. Оба подхода будут уместны, ввиду сугубой субъективности моих взглядов.
Из «Общей теории относительности» известно, что Пространство и Время есть величины не константные, которые в разынх условиях подвержены структурным трансформациям, причины и свойства которых выявил великий физик XXвека Алберт Эйнштейн и описал в вышеназванной работе в 1915 году. Из этой Теории следует, что Пространство и Время различным способом и мерой деформируются вокруг сверх-масс, т.е. небесных тел обладающих гигантской массой (превышающих массу Солнца в десятки раз, а теоретически, в так называемых точках сингулярности - в бесконечное количество раз). Если представить пространство в виде натянутого вдоль полотна, и положить на него тяжелый металлический шар, то мы увидим примерно то же, что происходит пространством в Космосе – оно выгибается под небесное тело. В качестве любопытной информации добавлю еще, что пространство может скручиваться в т.н. «бантик», да так, что происходит разрыв в центре бантика и разлет лоскутов этого пространства в далекие точки Вселенной, которые впрочем будут связаны между собой мгновением времени, но почти бесконечно далекими расстояниями (их называют пространственно-временными «кротовыми норами» Эйнштейна-Розена).
Просматривая как-то репродукции картин Ван Гога я вдруг ужаснулся от мысли, что тот ведь же эффект мы встречаем на картинах художника! Который знать ничего не мог о Теории Относительности, созданной четверть века спустя после его смерти! Выходит, что силой своего гения Ван Гог приходит к тому, что науке еще не известно!
Давайте к примеру взглянем на картину «Звездная ночь»
или на «Дорогу с кипарисом и звездой»
Направлением мазков он также скручивает пространство вокруг светил. Вокруг всех небесных тел он закрутил их. Посмотрите на гениальную - «Вороны на пшеничном поле»
Ван Гог говорил: “Я переживаю периоды ужасающей ясности, в такие моменты природа кажется мне столь прекрасной. Но я не уверен в себе, и сама живопись предстает предо мною чем-то вроде сновидения или мечты”… - Будто в такие моменты художник видит природу и мир в виде обнаженном, лишенном своей “убранности” для глаз человеческих. Будто он созерцал все таинственные метаморфозы природы неким внутренним своим взором, стремясь кистью передать эту реальнейшую реальность.
Интересны его слова: “в период у ж а с а ю щ е й ясности”. – Ощущения, идущие в созерцании самой онтологии Бытия... И столь для него был страшен этот взгляд, что он «не верил себе» и говорил о процессе творчества как «о мечте, о сне». Но при «ужасающей ясности»!
Но то же происходит ведь и с психологическим (духовным) пространством, которое обусловлено уже мерой человека. Оно может меняться, специфически вибрировать вокруг разных личностей. Мы можем, к примеру, испытывать на себе влияние большой личности, лишь находясь в этом невербальном поле действия - так называемой ауре. Посмотрите на «Портрет доктора Гаша»
Пространство в картине будто «танцует» в направлении его тела, а тело воспринимается как Форма мысли. Дух определяет композицию, а материя с легкостью подчиняется ему в буквальном и философском смыслах. И это идея не только данной картины, но и всего искусства Ван Гога; искусства, ставшего жизнью, или жизнь – искусством.
Источник.