Этот сентябрь забрал у нас Жан-Поля Бельмондо – великого Бебель, как с любовью называли его французы.
Не все осознают то, что именно Бельмондо открыл в кино эру, которая подарила нам убеждённость в том, что жизнь должна быть прекрасна, солнечна, весела, игрива и в меру бесшабашна… веру в то, что мир полон любви, красоты и счастья.
Без него, мироощущение миллионов людей было бы совсем иным. И вполне справедливо то, что вслед этой утрате, парижане говорят, что для них его уход подобен исчезновению Эйфелевой башни – «будто ты вышел на Марсово поле, а её нет» …
Несомненно, Жан-Поль заслуживает отдельного разговора, а сегодня хочется рассказать о его любви к Ницце и Лазурному берегу.
В России немногим известно о том, что в ресторанчиках Старой Ниццы, на знаменитом Цветочном рынке, в Выставочном дворце Акрополис, на вокзале Тьер, на скоростной автотрассе Матис, в ниццевском аэропорту, в отеле Негреско, на Английской набережной и просто на улицах Ниццы снято большое количество сцен его знаменитых фильмов.
Но стоит сказать и о том, что Лазурный берег Бельмондо очень любил и за кадром. Да и как не любить то место, откуда он взял прообраз своего будущего амплуа, проявившегося во множестве авантюрных фильмов?
Речь идёт о Майке – бывшем владельце оного из ресторанов Вильфранша, странный некролог о котором появился в местной газете 17-го декабря 1999-го года и гласил следующее: «Подполковник Майк Портай. Корпус морской пехоты США. Кавалер Серебряной Звезды».
Никто не стал отнимать у Майка его военные регалии, которыми он сам себя наградил, хоть все и знали, что так называемый ветеран армии США, никогда не был никаким полковником.
Майк был особым персонажем южного городка, который очень любил прогуливаться по Променаду Мариньер, что в Вильфранш-сюр-мер, со своим M16 на ремне..
Кроме того, все знали о том, что Майк, ещё и шпион на деньги Дяди Сэма – ну чем не персонаж, достойный хорошего киносценария, которого мог бы прекрасно сыграть Жан-Поль Бельмондо?
Не так ли?!
Что ж, именно так всё и было!
И даже больше – без причудливого Майка, Бельмондо никогда бы не стал тем неподражаем «Ассом из Ассов», которого сегодня любят, знают и оплакивают по всему миру.
Но кем был этот, уже всеми забытый, Майк?
Его настоящее имя - Мишель Порталь.
О нет, он вовсе не был городским сумасшедшим! Напротив, Мишель Портай был известным преступником, чьё имя то и дело мелькало в криминальной хронике 50-х.
В череде его преступлений, было даже убийство полицейского.
И вот этот, совершенно неоднозначный тип, вдохновил некоего Жан-Люка Годара - никому неизвестного молодого кинорежиссёра, ставшего в последствии главным режиссёром Франции, снять свою первую полнометражку.
На главную роль Годар позвал так же неизвестного Жана-Поля Бельмондо – актёра, учителя которого говорили: «Мало того, что ты ноль, но даже если бы ни это, то кого ты собираешься играть с такой мордой?»
Картина Годара называлась «На последнем дыхании».
Так, благодаря влиянию Лазурного берега, появился фильм, который перевернул весь мировой кинематограф, положив начало «Новой волне».
Так появился в мире кино Жан-Поль Бельмондо.
Оплатив все свои долги перед обществом, Майк открыл скромную закусочную под знаменитой Цитаделью Вильфранша, однако никто не может точно сказать, пересекался ли в жизни Бельмондо с Майком во время своих многочисленных съёмок и частных приездов на любимый им Лазурный берег - актёр любил иные ресторанчики этого райского местечка..
На съёмках одного из фильмов, Бельмондо знакомится с каскадёром Пьером Руссо.
Во время интервью Пьер не переставал плакать – мы дружили на протяжении шестидесяти лет. Это был удивительный человек. Он никогда не прибегал к услугам дублёров и не являясь профессиональным каскадёром, делал, тем не менее, совершенно поразительные вещи.
Как-то раз, когда Пьеру и Бебелю было по 20 лет, Бельмондо поселился в знаменитом Пале Негреско.
Когда швейцар не впустил друга актёра и проводил его одного к лифту, Жан–Поль со своей неподражаемой улыбкой сказал: «О! Это слишком опасно!» - повернулся и вышел.
«Это пришло нам в голову спонтанно» – рассказывает каскадёр. Мы, не сговариваясь, решили встретиться в его номере, забравшись туда по фасаду Негреско.
Мы залезли на последний этаж. Вползли в окно, но… ошиблись номером….
Пьер до сих пор помнит ошеломлённый взгляд находившейся в номере пары, когда Бельмондо попросил у них прощения, «за причинённое беспокойство» …
Это был доступный парень, вспоминает его друг, ниццевсеий фотограф Шарль Бебер, который, незадолго до смерти актёра, организовавший на площади Салея фотогалерею, посвящённую Бельмондо.
... «Он никогда не задирал нос, никогда и никому не отказывал в автографе. Именно это его качество позволило мне подойти к нему в Княжестве Монако, разболтаться и стать с ним другом на всю жизнь».
Каждый раз приезжая в Ниццу, Бельмондо звонил мне. Иногда просил встретить его в аэропорту.
Как-то раз, внутренняя часть аэропорта была отцеплена отрядом спецназначения. Не пропускали никого. Бебель сидел поодаль со своей собакой. Увидев меня, он подошёл к отцеплению, сказав им: «Все в порядке! Пропустите его! Это мой друг Бебер!» - и непреступные ворота разверзлись!
Когда он приезжал в отпуск со своими детьми в «Гранд-Отель Кап Ферра», то, если можно так сказать, он позволял мне проводить с ними первую неделю. Конечно же он не хотел, чтобы ему портили отпуск, но тем не менее он позволял мне фотографировать всё, что я хотел, давая возможность заработать на первых эксклюзивных снимках. И уже когда они собирались уезжать, он говорил мне – ну, давай, иди всё скидывай…
Эксклюзивные фотографии не заставляли себя долго ждать. Все папарацци тут же высаживались в отеле, но было поздно – Бебель уже улетел.
Другой его друг – Марсель Беро, владелец ресторана в порту Ниццы, к сожалению, скончавшийся в прошлом году, как-то рассказывал о том, что Бебель внезапно позвонил ему для того, чтобы заказать стейк с луком… Марсель не поверил своим ушам – он знал, что Бельмондо сейчас находится на съёмках в Германии.
И тем не менее.
Когда порт накрыла вечерняя лазурь ниццевского бархатного неба, в дверях его ресторана, на набережной Quai des Deux-Emmanuel, появился никто иной, как Жан–Поль и озаряя ресторанчик своей озорной улыбкой, прошёл к своему любимому столику.
Да. Бебель был таков. Он мог сорваться на частном джете из другой страны только для того, чтобы порадовать себя стейком с луком за одним из своих любимых столиков в Ницце.
Мог на свой вкус переделать диалоги непревзойдённого кинодраматурга Мишеля Одиара, только для того чтобы произвести фурор в своём любимом ресторане Ниццы.
В фильме «Кто есть кто», он трижды повторяет его название произнося фразу, ставшую в Ницце культовой:
«Сегодня вечером в девять, L’Esquinade! Столик на двоих.. » - Да-да… тот самый ресторан «L’Esquinade», в который он прибыл со съёмок из Германии всего на один вечер, чтобы поесть стейк с луком и полюбаоваться прекрасным видом на ниццевский порт Лимпия.
Марсель Беро, хозяин этого ресторана, узнал об этой фразе уже после выхода фильма. И лишь тогда он вспомнил, что как-то раз за ужином, во время съёмок этого фильма, Бельмондо подмигивая сказал: «Я готовлю тебе чудовищную рекламу!» ….
У Бельмондо на Лазурном берегу было много любимых местечек. Везде были свои друзья, свои привычки и свои традиции.
Он любил Лазурный берег. Он любил Ниццу. Просто от того, что очень любил Юг и Солнце.
Его старинный друг, каскадёр Пьер Россо, видел Бебель загорелым всегда – что зимой, что летом.
Всё просто - любя свет, радость и солнце он щедро дарил их нам.