Ницца, обладает на редкость живой и богатой историей.
Terra-Amata (Огненная Земля), является одним из наиболее древнейших очагов человечества, существующих в мире.
Ещё за 400 000 лет до нашей эры, в местности, прилегающей к Ницце, обитали первобытные люди, о чём свидетельствуют найденые в окрестностях города, у горы Мон-Барон, стоянки древних охотников на слонов.
Свои стоянки они переносили и перестраивали каждый год. Уровень моря, в ту эпоху, был значительно выше нынешнего, а ныне закрытая река Paillon (Пайон), протекающая под площадью Массена, в своём устье, представляла мощнейший поток.
Приблизительно 150 000 лет тому назад, эту местность обживали уже другие кочевники.
Они устраивали конструкции из кож, в местах, ныне занимаемых Ниццей, а так же в Гроте Лазарет, который, впоследствии, взял своё название от карантинного госпиталя XVII-XVIII-го века.
Эти строения кочевников, представляли собой кожи, пропущенные через ветви, зафиксированные и натянутые посредством груд камней на земле. С моря, грот был защищен от ветра небольшой стеной, которая, так же, прикрывала собой и вход.
В первое тысячелетие до нашей эры, древними лигурийцами были заняты два места: одно из них, находилось на "Холме Священного Дерева", возвышавшегося над долиной Пайон (ныне Cimiez), другое - на скале, которая выходит в море возле самого устья реки Пайон (ныне Замковая Гора). Этими племенами и были заложены основы городского развития Ниццы. Со временем, их стоянки будут представлять собой хижины, защищенные каменными стенами с глухой кладкой.
В V-ом веке до н.э., Массалиотес (Massaliotes) и Фосен (Phoceens), основавшие в 600-ом году до нашей эры Марсель (тогда Massalia), устанавливают здесь первую торговую лавку, которая получит греческое (эллинское) название Никая (Nikaia), в честь богини победы Ники, в ознаменование победы над лигурийцами.
С тех пор, местечко получает то же название - Никея, и оно становится одним из важнейших торговых городов на побережье Лигурийского моря. Город просуществует до вторжения ломбардцев.
Примерно тогда же, был упомянут "Nis" - бьющий фонтаном источник, находившийся у самого подножья омываемой морем скалы. Вплоть до XVIII-ого века, этим источником будут пользоваться моряки.
Со временем, коммерсанты благополучно обжили территорию Никая, а также нынешнего San Remo (в то время - Ingauni) а так же земель, располагающихся между Департаментом Вар и Таннерон (в то время - Oxybiens и Deciates).
В это время, происходит очень заметный поворот в истории города.
В течение II-го века до н.э., вышеупомянутые коммерсанты, регулярно подвергались нападениям пиратов. В связи с этим малоприятным фактом, они просят военной поддержки у римлян, с которыми были связаны соглашениями ещё с V-го века до н.э..
Это обстоятельство и послужило началом римского завоевания Прованса, с кампаниями Кинтус Оптимус в 154 до н.э..
Римляне, прокладывают путь из Италии, до подножья холма "Священного Леса", что в в нынешнем Симье (Cimiez), и устанавливают там военный лагерь.
Римские властители, расположилась в верхней части сегодняшней Ниццы (Nice), именовавшейся тогда Семенелум (Cemenelum).
Это место становится столицей провинции Приморских Альп (Alpes Maritimes) и постепенно превращается в полноценный город.
В течение III-ого века нашей эры, он достигает своего апогея, насчитывая приблизительно 20 000 жителей.
Найденные при раскопках арены и кварталы с магазинчиками, свидетельствуют сегодня об этой особенной, и даже ключевой эпохе в истории Ниццы.
В начале IV-ого века, Ницца (тогда всё ещё называвшаяся Никея) и являвшаяся лишь торговым местечком, была обращена греками в христианство.
После этого, она стала подчиняться епископату, который с 314 года располагался в церковном соборе города Арля.
Существует легенда появившаяся только в 1583 году, которая гласит о том, что первым епископом Ниццы, был святой Базус (Bassus), замученный в III-ем веке.
В V-ом веке, у Семенелюма (Cemenelum) появляются свои независимые епископы.
Одни из таких епискоаов - Сан-Валериан (St-Valerien), живший между 439 и 451 гг.
Кстати сказать Сан-Валериан, остался в истории не только как один из незавиимых епискоов древнеримского Семенелюма, он так же вошёл в историю раннехристианской провансальской литературы, оставив для неё двадцать замечательных проповедей.
Такое религиозное разделение Ниццы, приводит к слиянию двух мест управления в одно. Это объединённое управление, достаточно эффективно просуществует до конца V-го века.
В 285-ом году, с приходом Диоклетиана (Diocletien), столица Приморских Альп, переходит в Ембрун (Embrun).
Эта перемена знаменует для Семелиума упадок, который был ощутим уже в средине IV-го века, и окончательно произошел в V-ом веке.
Распад Империи, опасность вторжений вестготов, бургундов, которые уже в 483 году заняли весь Прованс, заставили объединиться жителей на прибрежном холме, откуда им было легче защищаться... Всё это, ознаменует для Ниццы наступление чёрных дней, нескончаемых войн за обладание, поистине, благодатным местом.
В VII веке Ницца присоединилась к Генуэзской лиге, объединявшей города Лигурийского побережья.
В 729 году, лига отразила вторжение сарацин, но последние, в 859 и 880 годах разграбили и сожгли Ниццу, и в течение большей части X века, город и прилегающие к нему территории, находились под их властью.
Тем не менее, не смотря ни на что, в конце X-ого века на месте древней Ниццы появляется маленький городок. Он защищен большой скалой, у него появился свой собор, который был освящен ещё в 1049 году, но закончен лишь в начале XII-ого века. В городке имеется свой епископский дворец, церкви, больница, и т.д. …