Русская Ницца. 14 … 17 стр.
Появление русских Храмов в Ницце
Церковь Святителя Николая и святой мученицы Александры, является первой русской церковью не только в Ницце, но во всей западной Европе (1860)
Численность русской колонии на Лазурном берегу регулярно растет.
В 1857 г. около 150 семей проживают в Ницце. Это богатые туристы, которых привлекает присутствие царской семьи, и больные туберкулезом, которых привлекает климат.
Все они нуждаются в духовной поддержке и моральной помощи православной церкви.
1 мая 1857 г. вдовствующая царица Александра Федоровна выпускает подписку на сооружение русской церкви на землю, выкупленную на улице Лоншан.
Архитектурный проект предусматривает строительство дома с библиотекой на первом этаже и церкви на втором, желая не задевать ниссарское духовенство сооружением не католической церкви на сардской земле.
В конце 1857 г. из Петербурга приходят чертежи русского архитектора Кондякова. Это очень скромная церковь, похожая на жилой дом Ниццы. Ниссарский архитектор Баррайя вносит в проект существенные улучшения.
14 декабря 1858 г. в присутствии всей русской знати торжественно закладывают первый камень во время роскошной церемонии.
Как только строительство подходит к концу, царица дарует иконостас, сделанный в Петербурге и тщательно разобранный на двести отдельных частей.
Она приплывает в Вилльфранш на фрегате Орлова.
Она дарует иконостас при условии, что ансамбль никогда не будет изменен. Таким образом, церковь по сей день сохранила первоначальный облик.
В декабре 1859 г. позолоченный православный крест возносится на купол. Церковь официально освящена в январе 1860г.
Когда графство перешло во владение Франции, местные власти подтвердили гарантии, когда-то данные сардским правительством. Церковь стала центром объединения и культуры для русских после организации библиотеки на первом этаже русским поэтом и писателем князем Вяземским.
Церковь Николая Чудотворца, Единственный православный собор вне пределов Империи до Октябрьской революции.
В 1896, когда вдовствующая царица Мария Фёдоровна с наследником и Великим князем Георгием приезжает в Кап д'Ай, церковь на улице Лоншан стала слишком маленькой для нужд богослужения.
В 1900 г. протоиерей Любимов излагает ей проект новой русской церкви.
Первоначальный замысел состоит в расширении существующей церкви на улице Лоншан, но административные ходатайства не дают положительных результатов.
Тогда покупают землю на углу улиц Верди и Берлиоза. Расположение на углу двух улиц толкает архитектора к мысли о создании двойных идентичных ворот.
Он выбирает образцом для нового храма стиль русских церквей XVI - XVII веков с повышенной центральной частью с пятью большими куполами. По первым подсчетам строительство должно обходиться в 200 000 франков.
Решено приступить к работе, но при исследовании почвы для фундамента обнаруживается, что строительство такого монументального здания невозможно из-за насыщенности водой.
До 1902 г. приостанавливаются строительные работы. Тогда царица обращается к своему сыну с просьбой о разрешении построить здание рядом с мавзолеем погибшего ее жениха в парке Бермонд, который в то время принадлежит Николаю II.
Николай II дает разрешение, первый камень заложен в апреле 1903 г. строительство продолжалось шесть с половиной лет.
В 1906 г. опять приостанавливается строительство из-за утраты большей части капитала после падения курса русских акций в связи с русско-японской войной.
В 1908 г. Николай II решает, что надо закончить строительство и жертвует 700.000 золотых франков.
Проект архитектора Преображенского предусматривает строительные материалы, гармонизирующие с природой Лазурного берега. Кирпичи на фасаде сделаны в Германии, мрамор из Франции, розовый гранит из Италии, лакированная черепица из Флоренции, а камни с выработки Ля Тюрби. Но оформление строго подчиняется канонам православной иконографии.
Общая сумма затрат только на здание достигает тогда 1 500 000 золотых франков, включая царские 700 000 Николая II.
Выполнить иконостас поручено Л.А Пьяновскому.
Полгода он работает в старинных церквах Ярославля и Москвы. В результате его исследований - появление шедевра религиозного русского искусства.
Почти все предметы были подарены прихожанами. Они являются синтезом разных стилей русского религиозного искусства и придают целому зданию и его убранству облик настоящего музея.
Икона Николая Чудотворца требует особого подхода. Она принадлежала наследнику Николаю Александровичу, который привез ее из Петербурга.
Когда он умер в Ницце, икону повесили над смертным одром, а затем она была перенесена в церковь на улице Лоншан до возведения памятной часовни.
Тогда повесили ее над порталом. Под воздействием солнечных лучей она потемнела и стала неузнаваемой. Ее поместили за иконостасом в церкви.
В 1935 г. обнаружили, что образ вновь светлеет. С тех пор она стала одной из самых почитаемых икон в соборе.
В декабре 1912 г. при представителях царской семьи был торжественно открыт собор. После церемонии был устроен званый обед в гостинице Парк Империал.
Это единственный в Европе собор вне границ России. Это настоящее историческое и архитектурное сокровище, последний подарок царской семьи Ницце : через пять лет после освящения царский режим унесло вихрем революции..
Он остался островком надежды и изгнания для всех русских, потерявших родину и приехавших в Ниццу после 1917 г.
Ещё по теме: Храм Св. Николая - голосование за титул самого любимого монумента Начало тяжбы за Храм Русская церковь в Ницце закрыта Ответ российского посла на закрытие Храма Признание России владельцем храма в Ницце Постановление аппеляционного суда Храм Св. Николая открылся после реставрации
Обсудить на Форуме
|